Дисциплина М2.В.ДВ.7.1 «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

 

 

Код

компетенции

Наименование

компетенции

Код

этапа освоения компетенции

Наименование этапа освоения компетенции

ПК-5

 

способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению

ПК-5.3.2

Формирование у обучающихся понимания правового механизма предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующие их совершению на рынке ценных бумаг

 

            1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы

 

ОТФ/ТФ

(при наличии

профстандарта)

Код этапа

освоения

компетенции

Результаты обучения

Квалификационные требования Министерства труда РФ:

Постановление от 21 августа 1998 г. №37;

Приказ Минтруда РФ от 02.11.2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»;

Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта юриста» - режим доступа: http://profstandart. rosmintrud.ru/

ПК-5.3.2

Знание основных теоретических положений:

- источники правового регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации;

 - особенности формирования инвестиционного законодательства, в части предупреждения правонарушений, выявления и устранения причины и условия, способствующих их совершению на рынке ценных бумаг;

 - структуру и виды правонарушений, причин и условий, способствующих их совершению на рынке ценных бумаг в Российской Федерации

Умение применять знания на практике:

- осуществлять поиск нормативных актов по полученному заданию, анализ норм, необходимых для решения поставленных задач в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг;

- анализировать права и обязанности сторон в сделках на рынке ценных бумаг;

– выявлять пробелы правового механизма предупреждения правонарушений, выявления и устранения причины и условий, способствующих противоправному поведению в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг.

Владение навыками анализа и систематизации:

- навыки предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг;

- навыки аналитической работы в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг;

- современные методы сбора, обработки и анализа данных, необходимых для правового регулирования инвестиционной деятельности, минимизирующего возможные правонарушения в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг и формирования противоправного поведения.

 

2. Объём и место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина М2.В.ДВ.7.1 «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» изучается на втором курсе в третьем семестре очной формы обучения и .в течение 8 сессии, на третьем курсе заочной формы обучения. 

Общий объем дисциплины 72 часа (2 ЗЕТ).  Изучение дисциплины заканчивается зачётом в форме устного опроса в третьем семестре.

Учебная дисциплина М2.В.ДВ.7.1 «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» принадлежит к профессиональному циклу дисциплин, входит в вариативную часть, является дисциплиной выбора.

Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как Б1.Б.12 «Гражданское право», Б1.Б.13 «Гражданский процесс», Б1.Б.24 «Международное частное право», Б1.Б.22 «Предпринимательское право» и др.

Знания, умения и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для осуществления профессиональной деятельности.

Содержание дисциплины

 

Тема 1.  Понятие и свойства ценных бумаг

 Понятие ценной бумаги. Право на ценную бумагу и права из ценной бумаги. Признаки ценных бумаг: абстрактность, публичная достоверность, исполнимость при предъявлении.

 

Тема 2. Законодательное и доктринальное толкование ценной бумаги

 Законодательное определение ценной бумаги. Виды ценных бумаг и основания для их классификации: ценные бумаги на предъявителя; именные ценные бумаги; ордерные ценные бумаги. Деление ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные; документарные и бездокументарные.

 

Тема 3.  Ценные бумаги на предъявителя

Понятие «облигация». Виды облигаций (деление облигаций по способу фиксации прав, по порядку погашения, по наличию обеспечения). Государство и муниципальные образования как эмитенты облигаций.

 

Тема 4. Ордерные и именные ценные бумаги

Содержание понятия «вексель». Сравнение простого векселя и переводного векселя. Вексельные оговорки. Вексельная давность. Должники по векселю. Определение переводного векселя согласно ст. 815 ГК РФ. Определение, вытекающее из Положения о переводном и простом векселе. Сопоставление правового регулирования переводного векселя и простого векселя.

 

Тема 5. Брокерские договоры в обороте ценных бумаг

Брокерская деятельность. Дилерская деятельность. Деятельность по управлению ценными бумагами. Клиринговая деятельность. Депозитарная деятельность. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Деятельность биржевых посредников

 

Тема 6.  Организационно-правовой механизм государственного регулирования оборота ценных бумаг

Содержание и элементы организационно - правового механизма регулирования рынка ценных бумаг. Характеристика организационных действий, присущих рынку ценных бумаг. Структура государственных органов регулирования рынка ценных бумаг.

 

На самостоятельную работу студентов по дисциплине выносятся следующие темы:

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Вопросы, выносимые на СРС

Очная форма

Заочная форма

Тема 1

Понятие и свойства ценных бумаг

Государственные и муниципальные облигации

О

О

Тема 2

Законодательное и доктринальное толкование ценной бумаги

Вексель

О

 

О

 

 

Тема 3

Ценные бумаги на предъявителя

Акция

О

 

 

О

 

 

Тема 4

Ордерные и именные ценные бумаги

Закладная

О

 

 

 О

 

Тема 5

Брокерские договоры в обороте ценных бумаг

Ипотечные ценные бумаги

О

 

О

 

 

Тема 6

Организационно-правовой механизм государственного

регулирования оборота ценных бумаг

Правовое регулирование опционов

О, Т

 

 

О,Т

 

 

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся

и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

 

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе преподавания дисциплины М2.В.ДВ.7.1 «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» используются следующие формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

 

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Методы текущего контроля успеваемости

Очная форма обучения

Тема 1

 

 

1          Понятие и свойства ценных бумаг

устный опрос

Тема 2

 

 

 

 

 

 

 

Законодательное и доктринальное толкование ценной бумаги

устный опрос

Тема 3

 

 

 

Ценные бумаги на предъявителя

устный опрос

Тема 4

 

 

 

 

 

 

Ордерные и именные ценные бумаги

устный опрос

Тема 5

 

 

 

 

 

 

 

Брокерские договоры в обороте ценных бумаг

устный опрос

Тема 6

 

 

 

 

 

Организационно-правовой механизм государственного

регулирования оборота ценных бумаг

устный опрос, тестирование

Заочная форма обучения

Тема 1

 

 

2          Понятие и свойства ценных бумаг

устный опрос

Тема 2

 

 

 

 

 

 

 

Законодательное и доктринальное толкование ценной бумаги

устный опрос

Тема 3

 

 

 

Ценные бумаги на предъявителя

устный опрос

Тема 4

 

 

 

 

 

 

Ордерные и именные ценные бумаги

устный опрос

Тема 5

 

 

 

 

 

 

 

Брокерские договоры в обороте ценных бумаг

устный опрос

Тема 6

 

 

 

 

 

Организационно-правовой механизм государственного

регулирования оборота ценных бумаг

устный опрос, тестирование

 

 

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме: зачёта методом устного опроса по перечню примерных вопросов из п.4.3.

К сдаче зачёта  по дисциплине допускаются студенты в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов в ФГБОУ ВО РАНХиГС и Регламентом о балльно-рейтинговой системе в Волгоградском институте управления - филиале РАНХиГС.

При подготовке к зачёту студент внимательно просматривает вопросы, предусмотренные рабочей программой, и знакомится с рекомендованной основной литературой. Основой для сдачи зачёта студентом является изучение конспектов лекций, прослушанных в течение семестра, сведения, полученныя в результате самостоятельной работы,  практические навыки, выработанные в течение семестра.

 

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Задания для контактной и самостоятельной работы включают в себя комплекс заданий выполнение, которых, предполагает тщательное изучение научной и учебной литературы, периодических изданий, а также законодательных и нормативных документов предлагаемых в п.6 «Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине».

Задания предоставляются на проверку в электронном виде или на бумажном носителе. Предложенные задания оформляются в форме эссе, решения задач, схем (таблиц) и т.п.

В конце семестра перед зачётом каждый студент должен сдать на проверку эссе, выполненное в рамках контактной и самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для современной подготовки магистров. Формы самостоятельной работы студентов по дисциплине: написание конспектов, подготовка ответов к вопросам, написание рефератов, эссе, исследовательская работа, выполнение практических заданий.

 

 Тема 1.  Понятие и свойства ценных бумаг

Вопросы:

1.      Понятие ценной бумаги.

2.      Право на ценную бумагу и права из ценной бумаги.

3.      Признаки ценных бумаг: абстрактность, публичная достоверность, исполнимость при предъявлении.

 

Тема 2. Законодательное и доктринальное толкование ценной бумаги

Вопросы:

1.      Законодательное определение ценной бумаги.

2.      Виды ценных бумаг и основания для их классификации: ценные бумаги на предъявителя; именные ценные бумаги; ордерные ценные бумаги.

3.      Деление ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные; документарные и бездокументарные.

 

Тема 3.  Ценные бумаги на предъявителя

Вопросы:

1.      Понятие «облигация».

2.      Виды облигаций (деление облигаций по способу фиксации прав, по порядку погашения, по наличию обеспечения).

3.      Государство и муниципальные образования как эмитенты облигаций.

 

Тема 4. Ордерные и именные ценные бумаги

Вопросы:

1.      Содержание понятия «вексель».

2.      Сравнение простого векселя и переводного векселя.

3.      Вексельные оговорки.

4.      Вексельная давность.

5.      Должники по векселю.

6.      Определение переводного векселя согласно ст. 815 ГК РФ.

7.      Определение, вытекающее из Положения о переводном и простом векселе. Сопоставление правового регулирования переводного векселя и простого векселя.

 

Тема 5. Брокерские договоры в обороте ценных бумаг

Вопросы:

1.      Брокерская деятельность.

2.      Дилерская деятельность.

3.      Деятельность по управлению ценными бумагами.

4.      Клиринговая деятельность.

5.      Депозитарная деятельность.

6.      Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

7.      Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

8.      Деятельность биржевых посредников

 

Тема 6.  Организационно-правовой механизм государственного регулирования оборота ценных бумаг

Вопросы:

1. Содержание и элементы организационно - правового механизма регулирования рынка ценных бумаг.

2. Характеристика организационных действий, присущих рынку ценных бумаг.

3. Структура государственных органов регулирования рынка ценных бумаг.

 

Тестовые задания:

Контент теста:

1. Первой, исторически сложившейся функцией ценн­ых бумаг, было

            а) использование ценных бумаг как средства платежа;

            б) использования как средства сохранения ценности;

            в) использования как орудия кредита.

 

            2. С введением в действие с 1 января 1995 года Гра­жданского Кодекса Российской Федерации нормы его главы 7 («Ценные бумаги»)

            а) применяются постольку, поскольку они не противоречат соответствующим нормам Основ гражданского законодатель­ства 1991 года;

            б) отменяют соответствующие нормы Основ гражданского законодательства 1991 года;

            в) имеют одинаковую с ними юридическую силу, уточняя и дополняя их.

 

            3. Ценная бумага - это документ, приспособленный к передаче и

            а) содержащий обязательство;

            б) удостоверяющий имущественное право, которое может быть осуществлено или передано при предъявлении (переда­че) самого документа;

            в) удостоверяющий денежное обязательство или отноше­ние займа.

 

            4. Как определяется ценная бумага в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг»?

            а) также как и в Гражданском кодексе;

            б) как неделимая совокупность имущественных и неиму­щественных прав;

            в) общего определения ценной бумаги в данном Законе не

содержится.

 

5. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» распространяет свое действие

            а) только на эмиссионные ценные бумаги, независимо от формы выпуска;

                б) только на бездокументарные бумаги, независимо от то­го, относятся ли бумаги к категории эмиссионных;

            в) на все ценные бумаги, как эмиссионные, так и не явля­ющиеся таковыми; как на документарные, так и на бездокументарные.

 

            6) Бездокументарная ценная бумага - это

                а) ценная бумага, существующая без материального носи­теля удостоверенного ею права; ценная бумага, существующая без документа;

                б) некая умозрительная фикция, существование которой
законодатель связывает с определенными условиями, свиде­тельствующая о принадлежности определенным лицам неде­лимой совокупности субъективных гражданских прав;

            в) сама неделимая совокупность субъективных граждан­ских прав, принадлежность и передача которых удостоверя­ются записями уполномоченных лиц.

 

            7. Как соотносятся понятия «ценная бумага» и «бездокументарная ценная бумага»?

            а) бездокументарная ценная бумага - это один из видов ценных бумаг, разновидность так называемых «бестелесных вещей»;

            б) бездокументарная ценная бумага - это новый институт гражданского права, параллельный институту именных цен­ных бумаг;

            в) бездокументарная ценная бумага - это способ удостове­рения прав акционеров.

 

8. Ценная бумага на предъявителя это такая ценная бумага, в которой

            а) срок исполнения определен как «по предъявлении»;

            б) управомоченный субъект обозначен как предъявитель бумаги или назван иным аналогичным способом;

            в) предъявление бумаги не обязательно для получения ис­полнения по ней.

 

            9. Для легитимации держателя ценной бумаги на предъявителя достаточно

            а) предъявления бумаги;

            б) предъявления бумаги и сообщения сведений о себе;

            в) предъявления бумаги одновременно с предъявлением договора, на основании которого приобретена данная бумага.

 

10. Ордерная ценная бумага это такая ценная бумага, которая

                а) выдается должником на основании приказа (ордера)
кредитора;

            б) обозначает управомоченного субъекта как «предъяви­теля или его приказа»;

            в) управомочивает к получению исполнения по ней лицо, которое указано в приказе эмитента или предыдущего держа­теля бумаги.

 

            11. Именная ценная бумага - это

                а) документ, выданный на имя конкретного лица;

            б) ценная бумага, не подлежащая передаче;

            в) ценная бумага, которая легитимирует своего держателя его тождеством с лицом, обозначенным в самой бумаге и записях эмитента, либо уполномоченного на это лица (депо­зитария или регистратора).

 

            12. Что означает сентенция: «право из бумаги следует за правом на бумагу»? Закреплено ли это правило в действующем законодательстве?

            а) в законодательстве ничего подобного не содержится; это лишь образное выражение мысли о том, что ценные бу­маги ценны не сами по себе, а лишь в силу удостоверенных в них прав;

            б) это означает, что право, удостоверенное ценной бума­гой, принадлежит лишь тому лицу, которому принадлежит вещное право на саму ценную бумагу; кто собственник бума­ги - тот и кредитор по ней (см. п. 1 ст. 142 ГК);

            в) это означает, что тот, кто узаконен в качестве обладате­ля права, удостоверенного ценной бумагой (права из бумаги) предполагается обладателем и права на бумагу; однако, это лишь теоретическое положение, законодательству не извест­ное.

 

            13. Каким способом передается право собственности на ценную бумагу на предъявителя?

                а) уступкой требования, оформленной соответствующим
договором и отметкой на самой ценной бумаге;

            б) посредством передачи самой ценной бумаги, совершен­ной в целях заключения реального или исполнения консенсуального договора;

            в) посредством простого вручения или завладения ценной бумагой со стороны добросовестного приобретателя.

 

            14. Выберите утверждение, которое, по Вашему мне­нию, наиболее емко и точно характеризует сущность ценных бумаг на предъявителя

            а) права, удостоверенные ценными бумагами на предъяви­теля могут быть осуществлены любым ее держателем, в том числе и незаконным, если только должник не докажет недо­бросовестности держателя;

                б) права, удостоверенные ценными бумагами на предъяви­теля, принадлежат всякому держателю (предъявителю) бума­ги;

            в) ценная бумага на предъявителя должна содержать ука­зание, что она «на предъявителя», а их выпуск должен быть прямо разрешен законодательством.

 

            15.       Каким способом передается право собственности на ордерную ценную бумагу?

                а) уступкой требования, оформленной соответствующим
договором и отметкой на самой ценной бумаге;

            б) посредством передачи самой ценной бумаги, снабжен­ной передаточной надписью (индоссаментом) и совершенной в целях заключения реального или исполнения консенсуального договора.

            в) посредством передаточной надписи (индоссамента).

 

            16. Каким способом передается право собственности на именную ценную бумагу?

            а) посредством передачи самой ценной бумаги, совершен­ной в целях заключения реального или исполнения консенсу-ального договора и сопровожденной внесением соответствую­щих изменений в записи эмитента или уполномоченного лица (совершением трансферта);

            б) уступкой требования (цессией), оформленной соответ­ствующим договором и отметкой на самой ценной бумаге
и считающейся совершенной с момента уведомления о ней
должника;

            в) общегражданским способом, например, путем переда­чи по договору купли-продажи, мены, дарения и т. п. с после­дующей перерегистрацией бумаги на имя приобретателя по передаточному распоряжению отчуждателя.

 

            17. Что такое ректа-бумаги?

            а) разновидность ценных бумаг, не известная российскому
законодательству.

                б) по другому они называются: обыкновенные именные
ценные бумаги и отличаются тем, что передаются не по транс­ферту, а посредством цессии;

            в) документы, удостоверяющие имущественные права, принадлежностью которых определяется и вещное право на самый документ (право на бумагу следует за правом из бума­ги).

 

            18. Что такое публичная достоверность ценной бума­ги?

            а) публичная достоверность означает, что всякий добро­совестный приобретатель ценной бумаги может довериться ее формальным признакам, легитимирующим правопредшественника, не рискуя столкнуться с отказом в исполнении, а всякий добросовестный должник - освободить себя от обязан­ности по бумаге, исполнив ее формально легитимированному лицу, не рискуя быть обвиненным в ненадлежащем исполне­нии;

            б) публичная достоверность означает, что отказ от испол­нения обязательства по ценной бумаге со ссылкой на отсут­ствие его основания или его недействительность не допуска­ется; должник обязан исполнить принятое на себя обязатель­ство;

            в) публичная достоверность - это почти то же самое, что
и абстрактность, и означает, что для получения исполнения
по ценной бумаге ее держателю не нужно объяснять, каким
образом и от кого он эту бумагу приобрел, что он заплатил за нее, что сделка по приобретению им ценной бумаги не оспо­рена и т. д.

 

            19. Некто приобрел ценную бумагу, не зная о том, что отчуждатель ее выкрал у предыдущего держателя. В момент приобретения бумаги данного обстоятельства не усматривается ни из самой бумаги, ни из записей должника (если бумага именная). Может ли потерпев­ший истребовать ценную бумагу у её приобретателя?

            а) нет, не может: этому препятствует свойство публичной достоверности ценной бумаги;

            б) конечно, ведь бумага была украдена - выбыла из обла­дания собственника помимо его воли, а ст. 302 ГК РФ разрешает истребовать краденое даже от добросовестного приобретате­ля;

            в) ворованная именная ценная бумага может быть истре­бована, бумага на предъявителя или ордерная - нет.

 

            20. Некто приобрел ценную бумагу, не зная о том, что отчуждатель ее выкрал у предыдущего держателя. В момент приобретения бумаги данного обстоятельства не усматривается ни из самой бумаги, ни из записей должника (если бумага именная). Может ли должник отказать в исполнении по ценной бумаге данному ее приобретателю?

            а) нет, не может: этому препятствует свойство публичной достоверности ценной бумаги;

            б) конечно может, ведь бумага была украдена, а никто не
может передать прав больше, чем имеет сам;

            в) по ворованной именной ценной бумаге может отказать в исполнении, а по бумаге на предъявителя или ордерной - не может.

 

Шкала оценивания

 

Устный опрос

Уровень  знаний,  умений  и  навыков  обучающегося  при  устном  ответе  во  время  проведения текущего контроля определяется  баллами в диапазоне 0-100 %. Критериями оценивания при проведении устного опроса является демонстрация основных теоретических положений, в рамках осваиваемой компетенции, умение применять полученные знания на практике.

При оценивании результатов устного опроса используется следующая шкала оценок:

100% - 90%

Учащийся демонстрирует совершенное знание основных теоретических положений, в рамках осваиваемой компетенции, умеет применять полученные знания о правовом регулировании ценных бумаг на практике

89% - 75%

Учащийся демонстрирует знание большей части основных теоретических положений, в рамках осваиваемой компетенции, умеет применять полученные знания на практике в отдельных сферах профессиональной деятельности

74% - 60%

Учащийся демонстрирует достаточное знание основных теоретических положений, в рамках осваиваемой компетенции, умеет использовать полученные знания для решения основных практических задач в отдельных сферах профессиональной деятельности

менее 60%

Учащийся демонстрирует отсутствие знания основных теоретических положений, в рамках осваиваемой компетенции, не умеет применять полученные знания на практике.

 

 Тестирование

Уровень  знаний,  умений  и  навыков  обучающегося  при  тестировании во  время  проведения текущего контроля определяется  баллами в диапазоне 0-100 %. Критерием оценивания при проведении тестирования, является количество верных ответов, которые дал студент на вопросы теста. При расчете количества баллов, полученных студентом по итогам тестирования, используется следующая формула:

,

где Б – количество баллов, полученных студентом по итогам тестирования;

В – количество верных ответов, данных студентом на вопросы теста;

О – общее количество вопросов в тесте.

 

 

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации

4.3.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенций с учетом этапа их формирования

 

Код

компетенции

Наименование

компетенции

Код

этапа освоения компетенции

Наименование этапа освоения компетенции

ПК-5

 

способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению

ПК-5.3.2

Формирование у обучающихся понимания правового механизма предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующие их совершению на рынке ценных бумаг

 

ПК-5.3.2

Формирование у обучающихся понимания правового механизма предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующие их совершению на рынке ценных бумаг

Знание основных теоретических положений:  - источники правового регулирования рынка ценных бумаг в РФ;

 - особенности формирования инвестиционного законодательства, в части предупреждения правонарушений, выявления и устранения причины и условия, способствующих их совершению на рынке ценных бумаг;

 - структуру и виды правонарушений, причин и условий, способствующих их совершению на рынке ценных бумаг в РФ.

Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объеме

Умение применять знания на практике:

- осуществлять поиск нормативных актов по полученному заданию, анализ норм, необходимых для решения поставленных задач в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг;

- анализировать права и обязанности сторон в сделках на рынке ценных бумаг;

 - выявлять пробелы правового механизма предупреждения правонарушений, выявления и устранения причины и условий, способствующих противоправному поведению в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг. 

Умение применять знания на практике в полной мере

- навыки предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг;

- навыки аналитической работы в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг;

- современные методы сбора, обработки и анализа данных, необходимых для правового регулирования инвестиционной деятельности, минимизирующего возможные правонарушения в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг и формирования противоправного поведения.

Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере

 

4.3.2 Типовые оценочные средства

 

Вопросы к зачету

по дисциплине «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»

 

1.        Понятие ценной бумаги.

2.        Право на ценную бумагу и права из ценной бумаги.

3.        Признаки ценных бумаг: абстрактность, публичная достоверность, исполнимость при предъявлении.

4.        Законодательное определение ценной бумаги.

5.        Виды ценных бумаг и основания для их классификации: ценные бумаги на предъявителя; именные ценные бумаги; ордерные ценные бумаги.

6.        Деление ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные; документарные и бездокументарные.

7.        Понятие «облигация».

8.        Виды облигаций (деление облигаций по способу фиксации прав, по порядку погашения, по наличию обеспечения).

9.        Государство и муниципальные образования как эмитенты облигаций.

10.    Содержание понятия «вексель».

11.    Сравнение простого векселя и переводного векселя.

12.    Вексельные оговорки.

13.    Вексельная давность.

14.    Должники по векселю.

15.    Определение переводного векселя согласно ст. 815 ГК РФ.

16.    Определение, вытекающее из Положения о переводном и простом векселе. Сопоставление правового регулирования переводного векселя и простого векселя.

17.    Брокерская деятельность.

18.    Дилерская деятельность.

19.    Деятельность по управлению ценными бумагами.

20.    Клиринговая деятельность.

21.    Депозитарная деятельность.

22.    Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

23.    Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

24.    Деятельность биржевых посредников

25.    Содержание и элементы организационно - правового механизма регулирования рынка ценных бумаг.

26.    Характеристика организационных действий, присущих рынку ценных бумаг.

27.    Структура государственных органов регулирования рынка ценных бумаг.

 

Шкала оценивания

 

            Оценивание качества устного ответа при промежуточной аттестации обучающегося

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время  промежуточной аттестации определяется оценками «отлично» (90-100%), «хорошо» (75-89%), «удовлетворительно» (60-74%), «неудовлетворительно» (0-59%). Критериями оценивания на экзамене является демонстрация знаний теоретических положений в рамках осваиваемой компетенции, умение соотносить полученные знания с конкретной ситуацией, овладение навыками анализа и систематизации норм в частноправовой сфере, опираясь на   особенности рецепции норм римского права в действующее российское законодательство.

Установлены следующие критерии оценок:

100% - 90%

Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объеме. Умение применять знания на практике в полной мере. Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере.

89% - 75%

Демонстрация большей части знаний основных теоретических положений. Умение применять знания на практике, допуская при этом незначительные неточности. Владение основными навыками анализа и систематизации в выбранной сфере.

74% - 60%

Демонстрация достаточных знаний основных теоретических положений. Умение применять знания на практике, допуская при этом ошибки. Владение отдельными навыками анализа и систематизации в выбранной сфере.

менее 60%

Отсутствие знаний основных теоретических положений. Не умеет применять знания на практике. Не владеет навыками анализа и систематизации в выбранной сфере.

 

4.4. Методические материалы

 

Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов в ФГБОУ ВО РАНХиГС и Регламентом о балльно-рейтинговой системе в Волгоградском институте управления - филиале РАНХиГС.

Значение зачета как формы контроля состоит в том, что он является завершающим этапом в изучении данной учебной дисциплины, когда каждый студент должен отчитаться об усвоении материала, предусмотренного программой.

Каждый магистрант к моменту сдачи зачета по дисциплине уже имеет не только опыт подготовки к таким формам контроля, но и может предложить свои собственные способы и методы получения положительных оценок. Однако необходимо помнить, что оценка характеризует не только уровень требований преподавателя, но, прежде всего, качество знаний самого студента.

Оценка знаний студента на зачете всегда определяется субъективным восприятием его ответов преподавателем, а также личными качествами преподавателя. И, тем не менее, здесь есть определенное единство взглядов на критерии каждой оценки, на уровень требований, которые предъявляются ко всем без исключения студентам.

Студент должен знать, что цель зачета заключается в проверке знаний, а не его памяти. Поэтому только постоянная подготовка к семинарским и лекционным занятиям, а также самостоятельная работа с литературой может дать желаемый результат. А именно, устойчивость знаний, способность самостоятельно и квалифицированно анализировать правовой материал, свободно оперировать основными юридическими понятиями и категориями в рамках изучаемой учебной дисциплины.

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию

Практическое (семинарское) занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических и практических вопросов, решение практических задач под руководством преподавателя. Основной целью практического (семинарского) занятия является проверка глубины понимания студентом изучаемой темы, учебного материала и умения изложить его содержание ясным и четким языком, развитие самостоятельного мышления и творческой активности у студента. На практических (семинарских) занятиях предполагается рассматривать наиболее важные, существенные, сложные вопросы которые, наиболее трудно усваиваются студентами. При этом готовиться к практическому (семинарскому) занятию всегда нужно заранее. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию включает в себя следующее:

- обязательное ознакомление с планом занятия, в котором содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение;

- изучение конспектов лекций, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, содержания рекомендованных нормативных правовых актов;

-  работа с основными терминами (рекомендуется их выучить наизусть);

- изучение дополнительной литературы по теме занятия, делая при этом необходимые выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- формулирование своего мнения по каждому вопросу и аргументированное его обоснование;

- запись возникших во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературы вопросов, чтобы затем на семинаре получить на них ответы;

- обращение за консультацией к преподавателю.

Практические (семинарские) занятия включают в себя и специально подготовленные рефераты, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме, решение задач. На практическом (семинарском) занятии студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный образ в глазах преподавателя, получает навыки устной речи и культуры дискуссии, навыки практического решения задач.

 

Рекомендации по изучению методических материалов

Методические материалы по дисциплине позволяют студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Методические материалы по дисциплине призваны помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить. В первую очередь студент должен осознать предназначение методических материалов: структуру, цели и задачи. Для этого он знакомится с преамбулой, оглавлением методических материалов, говоря иначе, осуществляет первичное знакомство с ним. В разделе, посвященном методическим рекомендациям по изучению дисциплины, приводятся советы по планированию и организации необходимого для изучения дисциплины времени, описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»), рекомендации по работе с литературой, советы по подготовке к экзамену и разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и над домашними заданиями. В целом данные методические рекомендации способны облегчить изучение студентами дисциплины и помочь успешно сдать экзамен либо зачет. В разделе, содержащем учебно-методические материалы дисциплины, содержание практических занятий по дисциплине, словарь основных терминов дисциплины.

Рекомендации по работе с литературой

При работе с литературой необходимо обратить внимание на следующие вопросы. Основная часть материала изложена в учебниках, включенных в основной список литературы рабочей программы дисциплины. Основная и дополнительная литература предназначена для повышения качества знаний студента, расширения его кругозора. При работе с литературой приоритет отдается первоисточникам (нормативным материалам, законам, кодексам и пр.).

При изучении дисциплины студентам следует обратить особое внимание на такие источники, как нормативно-правовые акты в области банковского законодательства, а также на материалы, размещаемые на официальных сайтах Правительства РФ, Банка России.

 

Рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации

При подготовке к зачету по дисциплине магистрант внимательно просматривает вопросы, предусмотренные в рабочей программе, и продолжает знакомиться с рекомендованной литературой. Основой для сдачи зачета студентом является изучение конспектов обзорных лекций, прослушанных в течение семестра, информации полученной в результате самостоятельной работы и получение практических навыков при решении задач в течение семестра.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети

«Интернет», учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

по дисциплине

 

6.1. Основная литература.

1. Селивановский, А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. — 580 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/66082 — Загл. с экрана.

2. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование (под ред. Председателя ВАС РФ, д.ю.н., проф. В.Ф. Яковлева) – М., ОЛМА-ПРЕСС.

 

6.2. Дополнительная литература.

1. Шевченко Г.Н. "Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение". - Статут, (размещена в СПС КонсультантПлюс: комментарии законодательства).

2. Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций). - М., Статут.

 

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.

Предпринимательское право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»/ Н.Д. Эриашвили [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59302.— ЭБС «IPRbooks»

 

6.4. Нормативные правовые документы.

1.                  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РГ. 1993. 25 дек.

2.                  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации- .1994, № 32, ст. 3301. (в послед. ред.)

3.                  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации- 1996, № 5, ст. 410. (в послед. ред.)

4.                  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3 от 26.11.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации- 2001, № 49, ст. 4552. (в послед. ред.)

5.                  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 от 18.12.2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации- 2006, № 52, ст. 5496. (в послед. ред.)

 

6.5. Интернет-ресурсы.

1. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»  http://law.edu.ru/

2. Национальная юридическая энциклопедия  http://determiner.ru/

3. Юридическая научная библиотека http://lawlibrary.ru /

4. ЭБД «disserCat» http://www.dissercat.com/

 

6.6. Иные источники.

1.СПС Консультант Плюс

2.ЭБС «Лань»

3.ЭБС «IPRbooks»

4.ЭБС «ЮРАЙТ»

5.ЭБС РАНХиГС