Методология правовых исследований (40.04.01 Юриспруденция)
40.06.01 - 21
Магистратура МЮ-102
Б1.О.01
Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Методология правовых исследований» принадлежит к Обязательной части цикла дисциплин. Учебная дисциплина «Методология правовых исследований» изучается на 1 курсе (1 - 2-й семестры) очной формы обучения и на 1 курсе (1- 3 сессии) заочной формы обучения. Общий объем дисциплины 180 часов (5 ЗЕТ); в т.ч. для очной формы обучения 72 часа в первом семестре и 108 часов во втором семестре; для заочной формы по 36 часов на 1 и 2 сессии и 108 часов на 3 сессии. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «Актуальные проблемы предпринимательского права», «Актуальные проблемы коммерческого права», «Юридические лица в российском хозяйственном обороте», «Юридические лица в международном хозяйственном обороте» и др.
На контактную работу с преподавателем для очной формы обучения выделено 48 часов в соответствии с учебным планом (16 часов лекционных занятий и 32 часа семинарский занятий) и 94 часа выделено на самостоятельную работу обучающихся и 36 на контроль. На контактную работу с преподавателем для заочной формы обучения выделено 18 часов в соответствии с учебным планом (6 часов лекционных занятий и 12 часов семинарский занятий) и 149 часов выделено на самостоятельную работу обучающихся и 13 часов на контроль.
Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – зачет.
Компетенции:
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Код этапа освоения компетенции |
Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК-3 |
Способен квалифицированно толковать правовые акты, в том числе в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм прав |
ОПК-3.2.1 |
Развитие у обучающихся готовности выполнять мероприятия по правовому сопровождению и (или) контролю соответствия профессиональной деятельности требованиям законодательства Российской Федерации |
УК ОС-1 |
Способность применять критический анализ и системный подход для решения профессиональных задач |
УК ОС - 1.2.1 |
Формирование целостного научно-обоснованного представления о методологии решения профессиональных задач, овладение навыков работы с нормативными актами, их применении в профессиональной деятельности. |
УК ОС-5 |
Способность работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
УК ОС - 5.1.1 |
Развитие у обучающихся навыков профессионального общения с субъектами правоотношений в коллективе, развитие способности межэтнического общения, преодоления социальных, этнических и культурных различий в общении. |
ПКо ОС-1 |
Способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
ПКо - 1.2.1 |
Формирования навыков противодействия коррупции как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, проведения юридической экспертизы, в т.ч. антикоррупционной, нормативно-правовых актов, оказания квалифицированной правовой помощи заинтересованным лицам. |
ПКо ОС-6 |
Способность обеспечивать правовое взаимодействие национальных субъектов с международными организациями и институтами, органами власти иностранных государств |
ПКо ОС - 6.1.1 |
Развитие у обучающихся способностей по установлению и развитию международного сотрудничества органов публичной власти, коммерческих и некоммерческих организаций. |
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 1. История юридической науки
Тема 1. Исторические корни научного подхода к праву (Древний Восток, Античность, Средние века. Возрождение)
Возникновение представлений о праве и государстве. Мифологические воззрения на власть и закон. Дхарма как божественное требование праведного поведения. Концепция ли и фа. Конфуций, его этическое учение о добродетельном правлении. Конфуцианство и легизм.
Древнегреческие представления о происхождении политических институтов и правил, о демократии, аристократии и монархии. Аристотель о происхождении права и государства, его учение о справедливости, о власти законов.
Цицерон о естественном праве как законе истинного разума, согласного с природой. Учение о государстве как общем деле народа (республика), основанном на согласии в вопросах права.
Ранний дуализм христианского учения о праве. Естественное право в средневековой схоластике. Фома Аквинский как апологет общего блага, достигаемого путем неравенства в государстве. Божественное происхождение власти и естественный закон, как отражение вечного закона в человеческом разуме. Авторитет позитивного права в Средневековье. Университетская юридическая наука.
Никколо Макиавелли – основоположник современной политической науки. Новое истолкование слова «республика» и первое употребление термина государство (stato). Жан Боден – создатель доктрины суверенитета. Реформация и последующее выведение правового дискурса в светскую научную сферу.
Тема 2. Позитивистские и естественно-правовые концепции Нового и Новейшего времени
Рационалистическое естественное право и его соотношение с позитивным правом. Естественное право как основа международного права (Г. Гроций). Учение Томаса Гоббса о естественном праве, договорном учреждении государства и абсолютности власти государства. Учение Джона Локка о власти народа, его законном праве на восстание против тирании, о неотчуждаемых правах человека.
Шарль Луи Монтескьё, его классификация форм правления. Законы как воплощение справедливости. Разделение властей как гарантия политической свободы и других политических прав граждан. Жан-Жак Руссо о естественном состоянии, договорном происхождении государства и концепции народного суверенитета. И. Кант о личности как высшей ценности, о соотношение свободы, морали и права.
Утилитаризм и идея «общего блага» и интереса. Отход от идей естественной справедливости. Позитивизм в XIX в. и зарождение современной юридической науки в системе общественных наук: школы Запада и России. Наука позитивного права Дж. Остина. Учение Б.Н.Чичерина о государстве. Развитие правового позитивизма в концепции Н.М.Коркунова.
Правопонимание классического марксизма. Советский легизм. Позитивизм и тоталитарные режимы первой половины XXв. Правопонимание К. Шмитта. Классический легистский неопозитивизм и «гипотетическая основная норма» Г. Кельзена. Итоги Второй Мировой войны и доктрина естественного и возрожденного естественного права. Современная доктрина правового позитивизма и ее разновидности (социологическая, историческая, реалистическая школы). Интегративные концепции права. Современные концепции прав человека и прав гражданина.
РАЗДЕЛ 2. Философия права
Тема 1. Типология концепций правопонимания и понятия государства
Основные типы правопонимания и понятия государства: легизм (юридический позитивизм и неопозитивизм), естественноправовой подход, социологическая и институциональная теории права. Сравнительный анализ идей, свойств и характеристик основных типов правопонимания и понятия государства. Тип правопонимания как исходная теоретико-методологическая основа определенной концепции философии права и государства и определенной концепции юриспруденции. Проблема дуализма объектов (право и государство) и единство предмета (сущностное единство понятия права и соответствующего правового понятия государства) в философии права и государства.
Тема 2. Право как всеобщая форма и равная мера свободы и справедливости
Право как всеобщая и необходимая форма и равная мера свободы и справедливости. Воля в праве. Проблема свободы воли. Свобода воли и произвол. Согласование свободы одного субъекта со свободой других субъектов по общей норме правовой свободы. Структура и граница правовой свободы: формальное равенство. Одинаковая (всеобщая и равная) для всех правовая форма и мера справедливости как отрицание привилегий. Прогресс содержания правового равенства, свободы и справедливости в социально-историческом развитии человечества.
Тема 3. Права человека и права гражданина. Правовое государство
Право как форма бытия и осуществления свободы людей. Концепции прав человека и прав гражданина: история и современность.
Соотношение и взаимодействие права и государства: правовые формы организации и деятельности государства и государственные формы признания, выражения и защиты права. История идей и концепций правовой государственности. Законность и справедливость. Понятие современного правового государства как специальной конструкции правовой организации и функционирования публичной власти свободных людей. Правовое государство и государство законов ("государство законности"). Необходимые условия для формирования и утверждения правового государства. Гражданское общество и правовое государство.
Основные компоненты современного правового государства: официально-властное признание, закрепление (в конституциях, декларациях, других официальных актах) и соблюдение неотчуждаемых прав и свобод человека, верховенства права, принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов в условиях разделения властей.
Тема 4. Право и государство в системе социальной регуляции
Различные виды социальных норм и формы социальной власти (авторитета). Социальные нормы и соответствующие формы власти как средства социальной регуляции поведения людей, упорядочения их взаимоотношений. Общие черты и отличительные особенности социальных регуляторов, специфика их санкций.
Место и роль права и государства в системе социальной регуляции. Особенности правового (государственно-правового) типа социальной регуляции. Соотношение и взаимодействие права с другими социальными нормами. Правонарушающее законодательство. Право и мораль. Право и обычаи. Право и корпоративные нормы. Право и сила. Право и политика. Историческая эволюция и смена ведущей роли различных видов социальных регуляторов (и норм) в соционормативной системе общества.
РАЗДЕЛ 3. Методы юридической науки
Тема 1. Типы научной рациональности и юридическая наука
Понимание науки в классической научной рациональности: критерии научности знания. Научная картина мира. Наблюдение и эксперимент как способы верификации знания: формулирование гипотез, проверка и построение теорий. Объяснение и прогнозирование как ведущие функции научного знания. Исследующая наука XVII – XVIII вв.: отсутствие различения естественных и искусственных объектов. Проект научной юриспруденции в школе естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, и др.)
Неклассическая научная рациональность. Различение объекта и предмета науки. Исключение позиции «абсолютного наблюдателя». Разграничение классической и неклассической научной рациональности.
Методологическая оппозиция философского (научного) позитивизма и философской герменевтики (нач. XX в.). Неокантианское понимание науки: философская герменевтика и «науки о духе» (культуре). Категории ценности, цели и средства.
Постнеклассическое понимание критериев научности знания: ценностно-целевые структуры общества. Наука как социальный институт. Саморазвивающиеся человекоразмерные системы как объекты научного познания.
Тема 2. Структура юридического знания
Догма права, история и теория права, философия права как структурные компоненты юридического знания. Их методологическая специфика и роль в правоведении. Сравнительное правоведение. Догматический и социологический «проекты» общей теории права в XIX веке. Объектность, предметность, обоснованность, достоверность, методологическое обеспечение как необходимые критерии научного юридического знания.
Специфика юридической науки. Дискурсы изучения права. Соотношение юридической науки и философского подхода к праву. Философская картина мира и предметность научного знания.
Тема 3. Методологические основания юридической науки
Понятие методологии. Смыслы методологической деятельности, ее задачи и функции. Этапы становления методологии юриспруденции. Методологический монизм и методологический плюрализм.
Структура метода науки: философские основания, научная парадигма, гносеологический идеал, принципы познавательной деятельности, правила (методологические нормы) и инструментальный срез метода (средства и способы познания).
Метод как обращенная форма предмета науки. Специфика метода юридической науки с позиции системного подхода. Подходы к организации метода юридической науки с позиции методологического монизма и методологического плюрализма.
Тема 4. Типология методов правовых исследований
Типология методов и их роль в научном познании: эмпирические и рациональные методы; философские, общенаучные, частно-научные, специально-юридические методы и методики обработки эмпирического материала. Метод и методика. Критика понимания метода как технологии.
Всеобщие методы познание. Диалектика и метафизика как всеобщие методы познания.
Понятие и виды общенаучных методов, применяемых в юридической науке. Исторический, системный подходы, логический, функциональный, социологический и др. методы познания. Современные методологические подходы (феноменология, синергетика).
Специально-юридические методы познания и их развитие.
- Учитель: Александр Егорович Епифанов