Компетенции:

 

Код

компетенции

Наименование

компетенции

Код

этапа освоения компетенции

Наименование этапа освоения компетенции

ОПК-1

владение методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции 

 ОПК-1.1

формирование способности владеть методологией научно-исследовательской деятельности в области частного права

ОПК-2

 Владение культурой научного исследования в области юриспруденции,в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий

ОПК-2.1

Овладение методологией познания новых форм и методов ведения делопроизводства в юридической деятельности с использованием информационных технологий, ознакомление с основными принципами внедрения, интеграции, защиты, открытости и т.д.

 

Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Учебная дисциплина Б1.В.03 «Методология теоретических и экспериментальных исследований» является вариативной дисциплиной учебного плана подготовки аспирантов по направлению подготовки 400601 «Юриспруденция», направленность (профиль) «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»

Учебная дисциплина «Методология теоретических и экспериментальных исследований» изучается аспирантами на первом курсе в первом и втором семестре.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый (входной) объем теоретических знаний в области юриспруденции, а также на приобретенные ранее умения и навыки, полученные при изучении дисциплин: Б1.Б.1 Иностранный язык, Б1.Б.2 История и философия науки. 

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Методология теоретических и экспериментальных исследований» могут быть полезны при изучении всех предусмотренных учебным планом учебных дисциплин, в частности, таких, как Б1.В.ОД.1 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Б1.В.ДВ.2.1 Общее учение о деликтных обязательствах, Б1.В.ДВ.2.2 Юридические лица в международном частном праве.

Особое значение учебная дисциплина имеет при освоении Б3. 1 Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата юридических наук, начало освоения которой осуществляется одновременно с дисциплиной Б1.В.ОД.4 «Методология и методика подготовки диссертационного исследования».

Содержание дисциплины

 

Тема 1.Методологические основы научного познания

 

Деятельность как форма активного отношения к окружающему миру. Деятельность и культура. Культура как механизм деятельности, который не задается биологической организацией и отличает проявление специфически человеческой активности. Наука как специфическая форма деятельности. Понятие научного знания. Познание - процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию. Практика как отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности. Диалектика процесса познания. Абсолютное и относительное знание. Уровни, формы и методы научного познания. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки. Понятие о методе и методологии науки. Методология – учение о методах, принципах и способах научного познания. Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние века, новое время, XX - XXI века. Диалектика как общая методология научного познания. Основные принципы диалектического метода. Общие методологические принципы научного исследования: единство теории и практики; принципы объективности, всесторонности и комплексности исследования; системный подход к проведению исследования. Уровни методологии. Понятие научной картины мира. Новая научная картина мира как проблема научного синтеза. Методологическая культура – культура мышления, основанная на методологических знаниях.

 

Тема 2. Методы научного познания

 

Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Основная функция метода. Теория и метод – тождество и различие.

Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные исследования. Три уровня общенаучных методов исследования: методы эмпирических исследований, методы теоретического познания, общелогические методы, правовые методы.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико – дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный подход и др.

Специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета гуманитарных наук: идеографический метод, диалог, опрос, проективные методы, тестирование, биографический и автобиографический методы, социометрия, игровые методы.

Исследовательские возможности различных методов.

 

Тема 3.   Понятийный аппарат научного исследования.

                

Логика научного исследования. Понятийный аппарат. Проблема, противоречие. Актуальность. Объект и предмет исследования. Гипотеза, цели, задачи исследования. Научная новизна исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования. Логика научного аппарата исследования. Содержание компонентов научного аппарата.

 

Тема 4.   Этапы научного исследования.

                

Замысел и план исследования, методика исследования, апробация результатов исследования, внедрение результатов исследования, экспертиза исследования, качества личности ученого, литературное оформление исследования. Построение плана научного исследования. Соотношение объекта исследования и самого исследования. Соотношение задач исследования и его структуры. Критерии оценки результатов научного исследования.

 

Тема 5.   Методика проведения научных исследований.     

 

Структура и логика исследования. Методологическая стратегия исследования. Проблемная ситуация. Объект и предмет исследования. Программа исследования. План – проект исследования.

Замысел, структура и логика проведения научного исследования. Вариативность построения научного исследования. Основные этапы исследования, их взаимосвязь и субординация. Основные способы обработки исследовательских данных. Обработка и интерпретация результатов конкретного эмпирического исследования.

 

Тема 6.   Методология науки как социально – технологический процесс.

 

Понятие о научном исследовании. Виды исследований. Классификация научных исследований: по составу исследуемых свойств объекта исследования, по признаку места их проведения, по стадиям выполнения исследования.

Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы. Этапы научного исследования: подготовительный, проведение теоретических и эмпирических исследований, работа над рукописью и её оформление, внедрение результатов научного исследования.

 Компоненты готовности исследователей к научно - исследовательской деятельности. Проблемная ситуация. Алгоритм создания проблемной ситуации. Проведение научного исследования. План – проспект. Уровни и структура методологии научного исследования.

 Методологический замысел исследования и его основные этапы. Характерные особенности осуществления этапов исследования. Основные компоненты методики исследования. Литературное оформление материалов исследования. Общая схема научного исследования. Основные методы поиска информации для исследования.

 

Тема 7.   Методология диссертационного исследования.

 

Методологические стратегии диссертационного исследования.  Структура и логика научного диссертационного исследования. Исследовательская программы диссертации. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции, их соотношение. Распределение и структура материала. Проблема диссертационного исследования. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов. Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии. Научный аппарат диссертации. Методики выбора темы исследования. Практическая значимость диссертации и актуальность ее темы. Академический стиль и особенности языка диссертации.  Обоснование во введении выбора методологии - методологическая основа исследовательской программы диссертационной работы. Разработка проблемного поля диссертации. Магистерская кандидатская диссертация по юридическим наукам: основные требования к содержанию и оформлению. Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления. Композиционная структура научного произведения. Фразеология научной прозы. Язык и стиль научной работы. Оформление библиографического аппарата. Оформление диссертационной работы, соответствие государственным стандартам.

 

Тема 8.   Подготовка и публикация научной статьи.

 

                 Аннотация статьи. Ключевые слова. Оценка актуальности. Цитируемая литература. Новизна. Формулировка темы статьи. Выводы. Определение темы статьи. Подбор источников. Группировка авторов. Анализ и обобщение литературы по теме. Построение композиции, определение вспомогательного научного аппарата публикации. Этика диалога в статье. Правила цитирования, ссылки и сноски.

 

Тема 9.   Подготовка к защите диссертации.

 

Положения выносимые на защиту. Личный вклад автора в исследование. Достоверность и обоснованность результатов. Этапы исследования. Подготовка научного доклада к защите. Отзывы и рецензии на магистерскую диссертацию.

 

Тема 10. Защита диссертации.

 

Процедура публичной защиты. Распределение времени по этапам защиты. Изложение научного доклада во время защиты. Научная полемика в ходе защиты. Ответы на замечания, поступившие на диссертацию.